Чистый бизнес: все для химчистки и прачечной.

Чистый бизнес №9

Преимущества ведения бизнеса по системе франчайзинга

 

«Деньги должны делать деньги»

    Деньги всегда ищут прибыль. Правило «4-х Д» начало работать с введением рыночных отношений, и пока его никто не в состоянии отменить. Вопрос лишь в том, куда их вкладывать. После всех перипетий, которые начались в 2008-м, человек, располагающий определёнными финансами всё менее склонен полностью доверять их банкам или вкладывать в недвижимость. То, что успешный бизнес — лучшее вложение денег, известно давно. Но как найти или выстроить такой бизнес?

      Сегодня одним из самых  перспективных рынков для малого и среднего бизнеса в Украине финансовые аналитики считают рынок химчистки и прачечной. Развитие ресторанного и отельного бизнеса, а также рост популярности химчистки и прачечной среди населения страны, создают хорошую базу для «чистого бизнеса». При достаточно скромных первоначальных затратах и в случае грамотного построения и  ведения, этот бизнес сулит то, к чему стремятся многие — стабильность. По оценкам специалистов, сроки окупаемости франчайзинговой мини-химчистки составляют полтора-два года.

Предложение данной услуги практически отсутствует в небольших городах и районных центрах с численностью около ста тысяч человек. Хотя есть опыт  успешного функционирования таких предприятий в таких населённых пунктах.  Но даже и в крупных городах в этой сфере бизнеса также  есть незначительная  незаполненная ниша.

      Итак, будем считать, что мы нашли перспективный рынок, за который готовы бороться. Было бы ошибкой считать, что предприниматель, заинтересовавшийся этим сегментом «чистого бизнеса», обречён на успех. Необходимо понимать, что сегодня фактически любой рынок услуг в Украине является достаточно конкурентным.  Поэтому успешный бизнес возможен в случае правильной организации и позиционирования. Всё это даёт построение бизнеса по системе франчайзинга[1].

Главный козырь франчайзинга

       В силу своих очевидных преимуществ и подтверждаемой на практике эффективности, франчайзинг очень быстро завоевал широкую популярность во всем мире. На сегодняшний день франчайзинг используется практически во всех сферах бизнеса — от фаст-фуда , ресторанов и телевизионных шоу, до операций с недвижимостью и юридических услуг. Франчайзинг все больше покоряет сердца и украинских бизнесменов. В Украине сегодня функционирует около 100 франчайзинговых сетей. При этом более 50% всех франчайзинговых договоров связаны с торговлей нефтепродуктами («ТНК-Украина», «ЛУКОЙЛ-Украина» и «Альянс-Украина»), а также классическими ресторанами и заведениями фаст-фуд (Pizza Chelentano, «Картопляна хата», «МакСмак», «Два гуся», сети ресторанов «Козырной карты», «Пан Пицца», «Ростик’с», Baskin-Robbins). Кроме того, по франчайзингу работают представители розничной торговли: одежда — Sensus, Gregory Arber, VD One, Argo Trading и Sela; обувь — «Монарх» и «Эконика». Также механизм франчайзинга используют сеть магазинов фотоуслуг Kodak, сеть СТО Bosch Auto Service, фитнесс-клуб «Планета Фитнесс», «1С: Франчайзинг», туристические агентства сети «Галопом по Европам».

      Почему же так много предпринимателей принимают решение о покупке франшизы для работы в заинтересовавшем их сегменте рынка? Чтобы понять это, не вдаваясь пока в подробности, попробуем смоделировать две ситуации — открытие химчистки самостоятельно и при покупке франшизы.

Задача

Франчайзинг

Бизес с «нуля»

Закупка оборудования и расходных материалов

Оптимальный подбор оборудования и расходных материалов

Риск приобрести комплект оборудования неадекватный требованиям регионального рынка и прогнозированным объемам предприятия.

Разработка ТМ: имени (нейминг), логотипа, фирменного стиля

Разработанная и проверенная торговая марка со всеми прилагающимися атрибутами: логотипом, фирменным стилем и т.п.

Риск совершить ошибку при самостоятельном создании имени, бренда, логотипа. Либо заплатить «круглую сумму» за помощь специалистов 

Разработка и проведение маркетинговой политики и рекламных кампаний

Общее рекламное поле, рекомендации по маркетингу, автоматическое участие в дисконтных программах продавца франшизы, разработка франчайзером концепций рекламных кампаний, дизайна и макетов необходимой рекламной продукции

Самостоятельное разработка и проведение рекламной кампании, маркетинговой политики, дисконтных программ и т.п. Отсюда нередко

слабая рекламная кампания, отсутствие профессиональных рекламных материалов

Обучение персонала

Обучение персонала стандартам обслуживания, технологиям чистки и контроля (входит в стоимость франшизы)

Отсутствие методических материалов и специалистов для проведения регулярного обучения и аттестации персонала. Слабый уровень обучения или его отсутствие со стороны собственника

Разработка фасада, дизайна приёмного пункта, расстановки оборудования

Проверенный внешний вид предприятия, фасад, расстановка оборудования, эргономика помещений

Высокие затраты  и большое количество времени на поиск и работу  с  подрядчиками для разработки концепции оформления  интерьера и экстерьера помещения. Как результат – непродуманное  и непрофессиональное исполнение.

Завоевание репутации

Известная ТМ, которая повышает доверие потребителей

Необходимость добиваться известности и доверия потребителей

Разработка и закупка сопутствующих товаров

Централизованная разработка и изготовление сопутствующих товаров и атрибутов - пакеты, вешалки и т.п.

Самостоятельная разработка и изготовление сопутствующих товаров и атрибутов, что предусматривает трату времени, расходы на специалистов

       Таким образом, главный козырь франчайзинга — это опыт. Как видно из приведённой таблицы, при самостоятельном построении бизнеса, особенно на первоначальном этапе, ключевым словом, характеризующим такой путь будет слово «риск». Во многом риски возникают в ситуации неопределённости, когда необходимо сделать самое сложное - правильный выбор. Именно поэтому франчайзинг и получил такое широкое распространение – он минимизирует риски, помогает не теряться в выборе, а предлагает уже готовые, проверенные, профессиональные рецепты бизнеса.

KIMS: мы делимся рецептами успешного бизнеса

KIMS представляет: франчайзинг, который работает

KIMS: успешный франчайзинг успешной компании

     Ведение бизнеса по системе франчайзинга в сфере химчистки также имеет свои преимущества и особенности. Рассмотрим их на примере компании KIMS.

     Более чем за десятилетний период своего существования компания KIMS прошла путь от самостоятельного становления, завоевания ведущих ролей на одесском рынке бытовых услуг, до выхода на всеукраинский уровень. KIMS – динамично развивающаяся компания, постоянно приспосабливающаяся к реалиям рынка. За годы существования, компания пришла к формату «Дома быта». Она не ограничивается химчисткой и прачечной, а представляет очень широкий перечень услуг: чистка и стирка одежды, ремонт одежды и обуви, стирка и чистка ковров, мебели, клининг.  Существуют отдельные бренды KIMS-shoes и KIMS-kids. 

     Эффективным достижением компании также является  двухуровневая система выполнения заказов. Услуги разделены на два ценовых сегмента: «масс-маркет» и «премиум-класс». Организованная отдельно программа First Line предназначена для более тщательной обработки дорогих изделий клиентов с более высоким социальным статусом и доходами. Программа Cleen Only предоставляет качественные услуги за умеренную плату для рядовых потребителей. Таким образом, компания KIMS получила возможность удовлетворять потребительские запросы различных социальных групп.

      В итоге, имея за плечами огромный опыт, компания решила поделиться успешными рецептами построения и ведения бизнеса. Весь опыт был систематизирован и документирован. Была разработана и опробована на практике система обучения, переобучения и повышения квалификации персонала. Многолетнее сотрудничество с ведущими поставщиками оборудования гарантировало правильное оснащение предприятия и оптимальную загрузку химикатами.

     Довольно привлекательной явилась и финансовая составляющая сотрудничества. Принципиальным отличием франчайзинга химчистки, например, от McDonald`s, где отчисления идут с продажи каждого гамбургера, является применение более лояльных и простых схем франчайзинга. KIMS использует схему, при которой существует первоначальная сумма при покупке франшизы, и затем фиксированные платежи, «роялти», не зависимые от продаж, которые, как правило сохраняются и в дальнейшем. Это очень удобно на этапе раскрутки бизнеса. «Роялти» также сохраняет связь с партнёром. Франчайзи  гарантируется постоянная технологическая поддержка и сопровождение. Это значит, например, что в случае возникновения проблемных заказов, которые не может выполнить партнёр, KIMS принимает эту вещь и в 90 случаев из 100 реанимирует её и возвращает, объясняя, что нужно делать с такими вещами в следующий раз. Такое внимание к партнёру помимо деловой этики носит и прагматичный характер. Продавая ТМ, компания несёт определённый риск, поскольку может потерять имидж, который создавался годами упорного труда. При всём этом франчайзер не может жёстко диктовать свою волю партнёру. Вопросы рекламы (если она не выходит за рамки общей концепции) и ценообразования являются автономными и носят только рекомендательный характер. Открывая химчистку  в другом городе, франчайзи нередко лучше чувствует и  понимает местный рынок, лучше знаком с его особенностями.  От него требуется поддержание стандартов обслуживания, и своевременная выплата «роялти». По факту, франчайзи компании KIMS – самостоятельный субъект хозяйственной деятельности, он не предоставляет никакой отчётной документации о своих оборотах и доходах.

     Результат не заставил себя долго ждать. Компания приняла активное участие в открытии более 50 химчисток и прачечных по всей Украине: в Днепропетровске, Донецке, Одессе, Киеве, Львове, Харькове и других городах Украины.

Вместо заключения

      Фундаментальный принцип франчайзинга гласит — самостоятельность и независимость бизнеса прежде всего! При этом франчайзинг – это классический пример партнёрского бизнеса. Во многом благодаря такому сочетанию он стал одной из самых передовых форм малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. В пост-кризисный период, этот практически «безошибочный» бизнес приобретает новую популярность. 

      Одним из главных недостатков франчайзинга химчистки в современной Украине является его неразвитость. И судя по нарастающему интересу к данному виду бизнеса и появившимся интересным франчайзинговым предложениям, неразвитость этого направления бизнеса — это всего лишь вопрос времени.

 

 

 

 


[1]           Франчайзинг – (англ. franchising, от franchise — привилегия), смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой более крупная фирма, имеющая твердые позиции на рынке, заключает договор с более мелкой и предоставляет ей оборудование, материалы, технологии и бренд  с тем условием, чтобы дочерняя фирма осуществляла свой бизнес только в той форме и на тех условиях, которые ей предпишет «родительская». Франшиза - лицензия, выданная одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи). Наиболее известные примеры франчайзинга - McDonald`s, General motors, Coca-cola, “Танцюють всі” и многие другие.

Обратный звонок RedConnect